Баланс между жизненными позициями

Существует две основные разновидности жизненной позиции. Первая основывается на описанных выше пяти до­бродетелях, данных Небесами. Вторая — на том, что дано человеку обществом (например, членство в кабинете министров, пост начальника конторы и т.п.).К сожалению, человек слишком часто уделяет чрезмерное внимание своему положению в миру, которое, в луч­шем случае, временно, так как оно дается людьми и может быть легко отнято. С другой стороны, то что дано Небесами — вечно. Это не значит, что надо отрицать все мирское, необходимо сохранить разумный баланс, чтобы достоинства, которое дает социальное положение, служили базой для правильного использования духовных начал.

Действуя таким образом, человек сможет завоевать уважение и стать хорошим примером для подражания. Без должного руководства, человек легко становится жертвой культа личной власти и благополучия, начинает использовать неэтичные методы для удовлетворения собственных амбиций. В конце концов, такой человек прев­ращается в тирана или диктатора, становится врагом своего народа.

Согласно Конфуцию, справедливый и любящий человек не может иметь врагов. Таким образом, гуманизм — первое из достоинств, окружающее человека мощной защитной стеной.

ЖАДНОСТЬ НЕНАСЫТНА

Тот, кто удовлетворен тем, что имеет — самый богатый человек в мире. С другой стороны, если человек имеет все и даже больше, он все равно может быть бедным. Ослепленный жадностью не только легко поддаться кор­рупции, интригам, эксплуатации других, но и ставит себя в положение, когда «друг идет на друга, отец — на сына», и, в конце концов, становится ничем не лучше животного.

Есть доля истины в старой мудрости, гласящей, что истинно хороший человек не может быть богатым, а богатый — не может быть хорошим. Древние говорили, что корень всех неудач в постоянной неудовлетворенности ма­териальным положением. Для достижения удовлетворенности и духовного роста нет средства лучше постоянного развития щедрости души.

БУДЬТЕ СМИРЕННЫ

Сорняки высокомерно поднимают голову, а зрелые злаки — покорно склоняют ее. Лао — Дзи учит, что высшая добродетель похожа на глубокую долину, в которую стекаются все водные потоки. Добродетельный человек за­служивает уважение других людей, в то время как эгоист теряет уважение своих собратьев, становится презираем и одинок.

Быть смиренным — значит не только не участвовать в мелких перебранках, но и быть подобным великодушной реке в долине, поящей водой расположенные вокруг фермерские поля.

БУДЬТЕ САМОКРИТИЧНЫ

Никто не становится мудрым в момент рождения. Подобно всем живым существам, у нас много недостатков, мы склонны ошибаться. Тем не менее, приобретя однажды знания, мы узнаем, как исправлять эти ошибки. Нельзя сказать, что невозможно, в конце концов, стать совершенным человеком. Для этого важно не быть настроенным идиллически по отношению к обучению и продолжать быть искренне самокритичным.

Говорят, что Конфуций и его ученики упражнялись в самокритике, ежедневно трижды задавая себе вопросы:

  • Пренебрегаю ли я просьбами других из-за собственного эгоизма?
  • Является ли мое отношение к друзьям искренним?
  • Внушаю ли я другим уверенность, будучи неуверенным сам?
  • Пренебрегаю ли я упражнениями в добродетели?
  • Избегаю ли я неправедных поступков?
  • Заблуждаюсь ли я в процессе обучения?
  • Исправляюсь ли я сразу после того, как осознаю ошибку?

БУДЬТЕ МЯГКИМИ

Отсутствие формы и пластичность позволяют свету освещать и согревать даже самые дальние углы. Вода может принимать любую форму. Благодаря этому она может лучше служить живым существам, которым она жизненно необходима. Становясь частью океана, ее устрашающая ярость может покорить самую высокую гору. Даже са­мый большой корабль становится столь же беспомощен, как простой лист дерева.

Считающий себя сильным вскоре встретит человека сильнее себя. Молодое дерево может противостоять ветру, пока оно мягкое и гибкое. Когда со временем оно стареет и становится хрупким, ветер может легко сломать и свалить его. Тот же принцип проявляется и у людей.

УВАЖАЙТЕ СТАРШИХ

Подобно тому, как сын уважает отца, а младший брат старшего, человек должен всегда уважать старших по возрасту и положению. Этим и прекрасно человечество, в этом и состоит одно из главных отличий людей от животных.

Менциус говорил, что в человеческом обществе существуют три категории, имеющие ценность: положение в обществе, возраст и душевная чистота. В правительстве главной категорией считается положение, в общине — возраст, а для человека, который ведет и опекает других — моральная чистота.

В самом деле, ведь дети не могут появиться без родителей, а молодое поколение без старшего. Общество и нация не смогут избежать хаоса, если их культура и социальный порядок не будут основаны на уважении к знаниям и мудрости старших.

УВАЖАЙТЕ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

   Критиковать того, кто лучше тебя, желать чужой собственности, присваивать чужие достоинства — вот характерные признаки бессовестного человека. Природа-мать предъявляет требования на то, что ей принадлежит. Все живые существа находятся в бесконечной гармонии. Помогать другим совершенствоваться и достигать жизнен­ных успехов — награда сама по себе. Она имеет истинную ценность только в том случае, если ничего не ожида­ется взамен.

В истории человечества люди, из ревности добивавшиеся признания за счет других и из скупости присваива­ющие себе чужую собственность, всегда оставляли черные следы позора и бесчестия.

БУДЬТЕ БЕРЕЖЛИВЫ

С древних времен чрезмерная роскошь и страсть к удовольствиям приводили к падению многих королей и наро­дов. История полна подобными примерами. Обладающие властью должны учиться жить скромно. Как гласит древняя мудрость: «Если вверху течет грязная вода — она потечет и вниз». Любящий пышность вождь заразит этим своих подчиненных и принесет таким образом множество страданий подданным из-за растущих налогов и взяточничества.

Во время правления в Корее династии Ли королевский ревизор Ли Монг Йонг, путешествуя инкогнито, был приглашен на пиршество неким известным правителем. В разгар праздника он прочитал известное стихотво­рение:

«Сладкое вино, которое пьете вы из сверкающих чаш, — это слезы страдающих людей.

Нежное мясо на резных блюдах вырвано из их лучистой плоти.

Чем радостней вы смеетесь, тем жалобней их стенания.

Чем громче вы поете, тем больше они страдают»

Правитель и его приближенные, узнав себя в стихотворении, испугались и покинули пиршество. Помните, что за удовольствиями одного человека часто стоят слезы и страдания многих. 

БУДЬТЕ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫ

Во всем, что делает человек, он может быть импульсивным или беспечным, но следует поступать обдуманно и последовательно. «Тот, кто хотя бы три раза поступил необдуманно, впоследствии пожалеет о своих поступках», предупреждает древняя пословица.

Принимая важное решение, взвесьте все, чтобы принятое решение было объективно   и  справедливо.

ПОЗНАЙТЕ ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ

Лао-Дза отмечал, что основа природы — гармония контрастов. Так, например, вселенная создана двумя силами — Инь (женская) и Янь (мужская). Другие контрасты — это твердость и мягкость, длинное и короткое, день и ночь, материя и пустота, тепло и холод, большое и малое, красота и уродство.

Все в мире взаимосвязано. Познать страдание можно, только если ты был счастлив; печаль — если знаешь, что такое радость. Богатые и обладающие властью не обязательно счастливы. На каждого богатого человека приходится бесчисленное множество бедных, на каждого тирана — порабощенный народ.

Менциус выделял следующие три компонента счастья:

  • Иметь здоровых родителей и гармонию в семье.
  • Ведя правильный образ жизни, жить гордо и честно.
  • Обучать молодых быть честными и полезными членами общества.

ПУСТЬ ВАШИ ПОСТУПКИ ГОВОРЯТ САМИ ЗА СЕБЯ

Получив слово, даже самый талантливый оратор может сказать глупость. Закрытый рот спасает рыбу от крючка, сохраняет секреты от врагов. Говорить только значимые вещи — признак воспитанного человека.

Чаще всего люди говорят, чтобы похвастаться друг перед другом, выделиться перед другими. Достойный человек проявляется больше в делах, чем в словах. Он влияет на других своим жизненным примером. Раньше считалось, что наиболее действенным средством обучения являются поступки учителя, а не его слова.

РАЗВИВАЙТЕ ПОКОЙ РАЗУМА

Вода в чистом озере во время волнения становится мутной, а после того, когда все успокаивается, — возвращается в свое первоначальное состояние.

Говорят, что покой может покорить даже жару. Без сомнения, сидя спокойно и собранно можно вынести самое жаркое лето. Напротив, если слишком много двигаться, согревая замерзающее тело, то можно достичь лишь вре­менного облегчения.

Покой разума достигается медитацией, путем освобождения сознания от мелочных мыслей, возвращения к есте­ственному состоянию человека. В отличие от буддизма и дзен, медитация в тхэквондо не означает отключения от мира, как в мертвом теле. Это скорее акт активного мысленного возвращения в тиши наедине с собой, к ошибкам прошлого, чтобы через раскаяние продолжить работу над собой, стать лучше.

СОХРАНЯЙТЕ ТВЕРДОСТЬ УБЕЖДЕНИЙ

Человек твердых убеждений неподозрителен и бесстрашен. Когда такой человек чувствует, что не прав, у него достаточно душевных сил, чтобы признать даже самые глубокие свои ошибки, достаточно мужества, чтобы противостоять любым силам, если он убежден в своей правоте.

Сильную убежденность можно достичь через широкое и глубокое «Ки» — дух. Ки — это форма активной энергии, наполняющей каждую клетку, каждый орган. «Чи» — это воля, побуждающая сила. Ки движет, Чи направляет. Менциус убеждал своих последователей, что если Ки развивается с большой акку­ратностью, растет из гуманизма и справедливости, ее воспаряющая сила и всепобеждающая мощь могут за­полнить Небеса и землю, предоставляя человеку возможность достичь новых высот великих достижений.

На более практичном уровне Ки помогает сохранять чистоту сознания и бдительность, когда течение жизни ста­новится напряженным и запутанным, поддерживает нас в бессонные ночи, когда любимый человек тяжело бо­лен.

БУДЬТЕ ПРЕДАННЫ

Культура духа является для занимающегося боевыми искусствами тем же, чем медитация для верующих, сосре­доточенность и самоотдача — для художника, настойчивость — для рабочего. Другими словами, непоколебимая преданность человека своим намерениям и долгу является источником его жизни и силы.

Развитие сознания не является привилегией какого-то одного человека. Искренность и старательность непремен­но порождают веру. Вера же делает человека способным достичь конечной цели.

Развивая культуру духа, человек посвящает себя своей работе. В конце концов, работа и жизнь становятся единым целым.

Обобщая, можно сказать, что почувствовать радость свободы действия можно лишь сохранив истинную природу, став неподверженным соблазнам власти, денег и секса. Человека, достигшего такого уровня развития, иногда на­зывают «Святым».

С точки зрения обычной морали такой результат может показаться невероятным. Однако покорение горной вершины начинается с первого шага, а океан — с маленького ручейка. Древняя мудрость гласит: — «Не загля­дывай далеко, если перед тобой лежит верная дорога»; «Даже небеса можно сдвинуть, если ты предан своему делу». Эта высокая цель достижима для каждого, кто готов сделать усилие, обладает сильной волей и настойчиво­стью.

Культура духа является неотъемлемым элементом тхэквондо не только из-за того, что связана с достижением высших целей занятий тхэквондо, развитием силы, совершенствованием техники и приобретением веры в себя, но и в связи с тем, что воспитывает характер.

Вина инструктора, не уделяющего должного внимания культуре духа в том, что он наделяет сокрушающей силой тех, кто, вооружившись приобретенной техникой, может стать хулиганом, хвастуном или начнет использо­вать полученные знания для удовлетворения личных амбиций.

В отличие от некоторых, любящих сенсации мастеров, бегающих по скалистому побережью, стучащих кулаками по камням, ныряющих в кипяток, останавлива­ющих птицу на лету и т.п., большинство мастеров и инструкторов тхэквондо склонны прилагать свои усилия именно в сфере обучения этому боевому искус­ству.

Существует ряд обязательных правил, которые для поддержания высокого уров­ня инструкторов и учеников должны выполнять все серьезно занимающиеся тх­эквондо.

  • Перед тем, как принять кого-то в школу, необходимо близко познакомиться со складом ума кандидата и его прошлым.
  • Необходимо ориентироваться на патриотизм, послушание, хорошее поведение, привычки, дисциплинированность и скромность.
  • При присуждении более высокой квалификации должны приниматься во внимание не только техника, но и душевные каче­ства аттестуемого, его чистосердечность.
  • Обладатели высших данов, уличенные в применении тхэквондо в драках, должны быть наказаны местными федерациями.
  • Все обладатели черных поясов должны быть зарегистрированы в местной федерации тхэквондо.

Во время обучения учащийся должен постоянно совершенствовать дисциплину тела и духа. Обязательной частью тренировок должны стать перечисленные ниже виды деятельности.

1. Путешествия

Патриотизм можно воспитывать посещая исторические места. Один американский студент после посещения места знаменитой атаки генерала Пикет-та заметил: — «Боевой дух и мужество, которыми они обладали, пытаясь за­хватить эти неприступные позиции, должно быть, родились из преданности, ко­торую хотели бы видеть все офицеры.» Занимающиеся должны разыскивать, изучать подобные памятники, стараться учиться у них.

2. Путешествия по горам

Эта форма занятий развивает не только мышцы ног, но и укрепляет дух, рождает ощущение победы и триумфа. Сказанное иллюстрирует знаменитое корейское стихотво­рение: «Независимо от того, как высока гора, ее можно сравнить с маленькой кочкой под небесами. Не существу­ет причины, чтобы помешать человеку покорить ее, если он страстно желает этого. Увы, слишком часто, однако, мы решаем, что гора слишком высока для нас, даже не попытавшись покорить ее».

ХОЛОДНЫЙ ДУШ И ВАННЫ

Принимая холодный душ и ванны, или же гуляя босиком по снегу, приобретается упорство и гордость.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

Отдавая труд обществу, особенно бедным и неимущим, занимающиеся тхэквондо учатся милосердию, жалости, товарищест­ву, терпимости и щедрости.

ЭТИКЕТ

Высокий уровень этикета должен соблюдаться как внутри, так и за пределами спортивного зала. Спортсмены более высокой квалификации должны внедрять этикет во время трениро­вок среди новичков, за пределами тренировочного зала и во время посещений других спортивных залов. Во всех случаях особое внимание следует уделять правильному приветствию. Это способ выражения уважения и хорошего воспитания как на Востоке, так и на Западе.

Воистину, дурным тоном со стороны обладателя черного пояса являет­ся высокомерие по отношению к начинающим и обладателям цвет­ных поясов, которые могут оказаться младшими по возрасту и поло­жению. Посещая другие спортзалы, независимо от того занимаются там тхэквондо или другими боевыми искусствами, следует прояв­лять должное уважение, держаться скромно и вежливо.

«Человек должен стремиться пребывать в самом боль­шом в мире пристанище, занимать правильное место и идти по самой широкой дороге. Самое удобное и безопас­ное пристанище для человека — его чистое сознание. Он должен всегда быть на стороне справедливости, жить че­стно и правдиво.»

Источник: Энциклопедия тхэквондо генерала Чой Хон Хи (основателя тхэквондо как вида спорта)