Секрет мастерства в тхэквондо





Старая пословица гласит, что даже небеса не могут сделать прилежного работника бедным. Тем не менее, в тхэквондо одно только усердие и активные тренировки не приведут к качественному овладению техникой. Наставления неквалифицированного или безграмотного инструктора хуже, чем отсутствие инструктора вообще. Движения, не основанные на научной базе, не только характеризуются низкой эффективностью, но и требуют значительных усилий для переучивания.

С другой стороны, под квалифицированным руководством компетентного инструктора тренирующиеся честно и самоотверженно в сравнительно короткий срок и с наименьшими усилиями осваивают истинную технику тхэквондо.

Занимающиеся должны:

  • ТЩАТЕЛЬНО ИЗУЧАТЬ ТЕОРИЮ МОЩНОСТИ
  • ЯСНО ПОНИМАТЬ ЦЕЛИ И ТЕХНИКУ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО ДВИЖЕНИЯ
  • ГАРМОНИЧНО ОБЪЕДИНЯТЬ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ, РУК, НОГ И ДЫХАНИЯ В ОДНО СОГЛАСОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • ДЛЯ АТАКИ КАЖДОЙ УЯЗВИМОЙ ТОЧКИ ПРИМЕНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРИЕМ
  • ЗНАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ И ДИСТАНЦИЮ ДО СОПЕРНИКА ДЛЯ КАЖДОГО СПОСОБА АТАКИ И БЛОКИРОВАНИЯ
  • ДЕРЖАТЬ РУКИ И НОГИ СЛЕГКА СОГНУТЫМИ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЙ
  • ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВСЕ ДВИЖЕНИЯ НАЧИНАТЬ С ЛЕГКОГО ДВИЖЕНИЯ НАЗАД. КРОМЕ ТОГО, ЕСЛИ ДВИЖЕНИЕ НАЧАТО, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРЕКРАЩАТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОНО НЕ ДОСТИГЛО ЦЕЛИ
  • ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗУЯ ПРУЖИНЯЩИЕ ДВИЖЕНИЯ В КОЛЕННОМ СУСТАВЕ, ПРИДАВАТЬ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕГО ЦЕНТРА МАСС ФОРМУ СИНУСОИДЫ
  • ДЕЛАТЬ РЕЗКИЙ ВДОХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КАЖДОГО УДАРА ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ УДАРОВ

Безусловно, всеми секретами мастерства тхэквондо обладал Гранд Мастер Пак Джун Тэ, черный пояс, IX дан, основатель Глобальной федерации Таэквон-до. Довольно долго он был ведущим специалистом в разработке техники тхэквондо, и его имя — синоним технического совершенства. Поскольку ГТФ была создана как неполитическая структура в мире, независимая от чьих-либо амбиций и военных режимов, она гордится тем, что свободна от любых политических давлений.

Сложно найти специалиста по каратэ или кунг-фу из Японии или Китая, которые осмелились бы приехать в Корею для того, чтобы в конкуренции с местными видами боевых искусств развивать свое национальное единоборство. Гранд Мистер Пак в 1970 году впервые демонстрировал тхэквондо во Вьетнаме, имеющим собственный вариант боевого искусства Вьетво-дао. В 1980 году он, родившийся в Южной Корее, приехал в Северную Корею для развития там тхэквондо. Целых два года (с 1982 по 1984) он преподавал тхэквондо в Японии, известной своими боевыми искусствами. В 1988 году отправился в Китай с той же целью. В марте 1989 года, когда боевые искусства, в том числе и тхэквондо, были запрещены в СССР, он приехал в Москву и помог в организации и проведении первого в нашей стране семинара по тхэквондо.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Духовная культура — аспект восточной философии, пронизывающий всю жизнь людей востока. Крайне сложно дать доступное для западных умов определение и толкование этого термина. В нескольких словах, духовная культура — это стремление и процесс становления образцовой личности.

Чтобы стать подобной личностью, необходимо прежде всего найти себя, приобрести уважаемый всеми характер. Этого можно достичь, только постоянно работая над дисциплиной ума. Если время потребует, человек с дисциплинированным умом сможет внести вклад в построение идеального общества мудрыми советами правительству, а после смерти — своим непреходящим примером.

Конфуций говорил: «Чтобы познать моральный дух, нужно относиться к людям с основанными на праведности верой и искренностью, совершенно избавиться от грешных мыслей».

Каждый из нас, как существо социальное, желает жить в мирном и свободном обществе. Наш долг — построить такое общество для людей.

Согласно Лао-Дза, идеальным является общество, в котором правитель обладает такой высокой моральной куль­турой, что может править не вмешиваясь, не устрашая, а обращаясь к доброму природному началу своего наро­да, который, просто исполняя свои обязанности, может жить в мире без страха и волнений. В добродетельном обществе народ хвалит своего правителя, восхищается им в благодарность за его любовь и расположение.

В режимных обществах правитель, поскольку ему не хватает моральных качеств, для управления народом обра­щается к различным законам, а народ, в свою очередь, возражает, так как боится возмездия, которое проистека­ет из жестокости этих законов. При таких обстоятельствах правитель теряет контакт со своим народом.

Худший тип общества — это общество, где правитель путем обмана и хитрости, использует свое положение для удовлетворения личных амбиций, насаждает власть над народом как ему вздумается. В таком обществе правитель презираем и ненавидим народом. Зачастую это приводит не только к его свержению, но и к упадку страны и народа.

В тхэквондо сильный упор делается на духовную культуру, поскольку она не только развивает здоровое тело и ясный ум, но и обуславливает хорошие спортивные взаимоотношения и корректное добродетельное поведение.

Древние греки говорили: «В здоровом теле — здоровый дух». Чем более дисциплинированно и развито сознание спортсмена, тем более дисциплинированно и грамотно он сможет использовать тхэквондо.

Изложенное ниже может оказаться отчасти сложным для понимания. Однако серьезные спортсмены должны пытаться постичь фундаментальный смысл духовной культуры.

ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ К ИЗНАЧАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ

Обосновывая мысль, что человек по своей природе праведен, безгрешен, чист и добр, Менциус приводит следую­щую аргументацию: даже безжалостный грабитель, проходя мимо невинного ребенка, который вот-вот упадет в колодец, забудет на мгновение, что он собирался грабить дом, и попытается спасти ребенка. Под давлением страсти к деньгам и власти эта добрая основа может подавляться и совсем исчезать.

Очень сложно дать всеобъемлющее определение ДОСТОИНСТВУ. Однако во все времена гуманизм, праведность, учтивость, мудрость и доверие считались достоинствами. Чтобы стать достойным, необходимо постоянно совершенст­вовать и реализовывать эти качества.

Конфуций говорил: «Достоинство подобно Полярной звезде: все остальные веками вращаются вокруг нее.» Таким образом, люди, которые окружают достойного человека, будут действовать на благо общества.

ГУМАНИЗМ

Гуманизм — это способность сочувствовать несчастьям людей, любить всех одинаково, подобно тому как родители одинаково любят своих детей.

Конфуций определяет гуманизм следующим образом:

Любить людей, особенно своих родителей.

Не просить других делать то, чего они не желали бы делать.

Поведение должно автоматически определяться естественным ощущением праведности, воз­никающим при росте морального духа.

Необходимо иметь неугасимое стремление завершить любое доброе дело, независимо от того, каким незначительным может сначала показаться результат по сравнению с затрачиваемыми усилиями.

Ценить честь других выше собственной.

Думать о свободе других прежде, чем о собственной.

Для того, чтобы претворять гуманизм в жизнь, необходимо:

  • Проявлять высочайшую предусмотрительность, скромность и тактичность в повседневной жизни.
  • Посвящать себя полностью работе, будь она большая или маленькая.
  • Постоянно проявлять сердечную искренность по отношению к другим людям.

Живший в XII веке до н.э. Тае Конг Манг сказал: «Небеса создали четыре времени года, в течение которых Земля в состоянии рождать все живое. Это привилегия не для какого-то отдельного человека, а для всего чело­вечества… Таким образом, гуманизм — это идея разделения даров природы со всеми людьми».

ПРАВЕДНОСТЬ — это способность стыдиться несправедливых поступков и выполнять свои обязанности по отношению к окружающим. Менциус  сказал: «Для простого человека самое ценное — жизнь, а самое пугающее — смерть. Для добродетельных же людей жить и умереть ради праведности гораздо важнее, чем жить и умереть.»

Праведность прекрасно иллюстрируется поступком некого генерала, описанного около 2400 лет назад в книге «Военный учебник». Генерал со своими солдатами отдыхал после жестокого сражения на берегу реки, когда адъ­ютант принес ему кувшин вина. Взяв кувшин, генерал медленно вылил вино в речной поток на виду у изумлен­ных солдат, а затем предложил им разделить с ним вино, выпив по глотку из реки.

УЧТИВОСТЬ

В отличие от животных, ведущих борьбу за пищу, учтивый человек, руководствуясь уважением и хорошими ма­нерами, отдаст другому кусок хлеба, даже если голоден сам. Конфуций говорил: «Учтивость надо развивать в се­бе, чтобы правильно воспитывать свою личность, и если кому-либо не хватает искренности в словах, то этого человека нельзя считать личностью».

Он также говорил:

«Честность без учтивости может быть довольно груба».

«Уважение без учтивости может поставить человека, к которому обращаются, в довольно не­ловкое положение».

«Мужество без учтивости может быть довольно жестоким».

«Осторожность без учтивости может быть довольно трусливой».

Учтивость — термин, описывающий самый разумный тип отношений между представителями различных социальных групп: начальниками и подчиненными, великими и простыми людьми, старыми и моло­дыми, богатыми и бедными, и т.д.

МУДРОСТЬ

Мудрость — способность отличать правильное от ошибочного не только в вопросах, касающихся правоты или не­правоты других, но, прежде всего, в вопросах, касающихся себя самого.

Мудрец Ю Би говорил своим сыновьям: «Независимо от того, каким бы незначительным ни казался поступок, никогда не следует делать то, что вы считаете неверным. С другой стороны, вы всегда должны делать то, что считаете верным, несмотря на то, каким бы незначительным ни казался поступок».

ДОВЕРИЕ

Доверие — это способность сдержать слово и обещания, данные не только друзьям, но и любому человеку. Без верности слову человек теряет все принципы и достоинства, становится лжецом и болтуном.

Источник: Энциклопедия тхэквондо генерала Чой Хон Хи (основателя тхэквондо как вида спорта)